Обучение с увлечением

Современного ребёнка, который свободно ориентируется в виртуальном мире не так легко удивить экологическими   реалиями, однако необходимость повышать его экологическую культуру стало сегодня одним из важных критериев жизни.

Это задача актуальна и для нас, педагогов дополнительного образования в кружках биологического центра. Как же увлечь и направить детей по пути экологической грамотности — вот два важных вопроса, которые нужно решать ежедневно в ходе своих занятий. Использование разных современных педагогических технологий, обмен опытом с коллегами и  интересная база биологического центра  с его представителями флоры и   фауны помогают решать вышеназванные задачи.

Что же помогает мне увлечь воспитанников кружка «Природа  и мы»? Поскольку занятия в кружке посещают дети в возрасте от 9 до 14 лет   и программа кружка позволяет использовать интересные факты из разных сфер биологии, то на своих занятиях я использую игровые технологии. Командные, индивидуальные, ролевые игры — это ещё не весь перечень игровых форм, которые используются на моих занятиях, многое из опыта коллег ещё   планирую внедрить в свою педагогическую деятельность. К примеру, в ходе объяснения новой темы об изучении видового биоразнообразия   биологического центра мною используются элементы ролевой игры, когда каждый юннат может применить на себе «одежду»   одного из предложенных в карточке — открытке животного, и  от его имени написать письмо-обращение. В письме можно рассказать о том, как живётся животному (кролику, попугаю, хомячку, черепашке) в нашем центре, откуда он родом и даже о чем мечтает. Также можно написать письмо и от имени своего питомца, который  живет  у воспитанников дома. Как правило, ребят это очень увлекает. В этой игре ребята очень тонко чувствуют   желания своих питомцев, и словами преподносят свои чувства и эмоции, что в свою очередь позволяет  повысить внутреннее состояние воспитанников.

В игре «Интервью» в ходе изучения темы «Сезонные изменения в жизни животных»,  ребята представляют роли ученых — биологов и журналистов разных средств массовых информаций. В этой игре кружковцы учатся проявлять свои организаторские, авторские и ораторские способности, что также помогает детям справиться с ещё одним страхом — это страхом публичного выступления. А мы знаем, ведь волнение такого рода испытывают даже   взрослые. В ходе игры   журналисты задают вопросы, которые нужно составить самим в течении ограниченного времени, а ученые — биологи должны дать ответ на вопросы журналистов. Весь ход игры контролирует и направляет ведущий передачи «Интервью», а оператор ведёт видео и фотосъёмки передачи. В игре можно использовать книги о животных, энциклопедии и журналы. Решается в этом случае еще одна задача – чтение книг. Умение читать и выделять главное в прочитанном, составить интересный   вопрос развивает пытливый ум ребят.

Ещё одна игра, которая используется в ходе подведения итогов занятия — это “Своя игра”. В этой игре каждый имеет возможность проявить свои знания в индивидуальном порядке, набирая за каждый правильный ответ от 10 до 50 баллов в зависимости от сложности вопроса. Победитель определяется путём суммирования заработанных баллов. В этой игре ребята не только расширяют свой кругозор и конкретизируют знания, полученные в ходе занятия, но и учатся принимать самостоятельные решения, проявлять стойкость и стремится к победе в равных условиях с юннатами кружка.

Это не весь перечень используемых игровых форм, но самые эффективные в рамках программы данного кружка. В ролевых играх   дети эмоционально открыты, преодолевают свои страхи, чувствуют свою роль и ее значимость в индивидуальной игре, поддерживают друг друга и учатся друг у друга в командных играх. Это вроде бы игра, однако события, предложенные на рассмотрение из реальной жизни, а эта правдивость как раз помогает увлечь ребят. Это игра как бы репетиция того, что их ждет в будущем и вопросы, на которые они сейчас смогут найти ответы обязательно пригодятся им в жизни. В будущем, которое уже не за горами, им нужно обладать высокой нравственной экологической культурой и знаниями в области биологии и экологии, потому что жить в гармонии с окружающей средой   и принимать решения о сохранении природы — это реалии сегодняшнего дня.

Педагог дополнительного образования

в кружках «Природа и мы»

областного детского биологического центра

 Султабаева Сулушаш Зедаевна

Enquire now

Give us a call or fill in the form below and we will contact you. We endeavor to answer all inquiries within 24 hours on business days.