Величайшее достижение нашего города

Этими словами в программе » Сәлем,  Семей» на телеканале «Sемеі на вопрос ведущего, а что для вас значит биологический центр, Арбацкий Андрей, юннат кружка «Орнитология» ответил, что для детей это «величайшее достижение  нашего города», «центр самый лучший» и он просто необходим и нужен городу.

И действительно, слова Андрея, учащегося 5 класса, сказанные от души, показали состояние ребенка по отношению к природе,  подтверждают то, что биологический центр за свою многолетнюю историю,   стал одним из символов  и социальных объектов нашего города.

В центре создана особая эколого-развивающая среда, в которой в образовательный процесс включены специальные методики, технологии формирования и развития экологической культуры обучающихся.

Сегодня немало примеров, когда  ребята обучаясь в кружках, начиная с младшего звена выбирают профессию с уклоном на биологический профиль, или же целенаправленно записываются в кружки, чтобы в будущем стать биологами, медиками, врачами.

Юннаты приобретая в кружках навыки ораторского искусства , уверенность в своих силах, развивают высокоразвитую, разнообразную богатую речь, в последствии принимают участие в прямых эфирах, готовят репортажи для журналистов и телевидения. Об этом свидетельствуют примеры выступлений юннатов Амангельды  Шержан и Тоқтасын Айжан воспитанниц кружка «Өсімдіктану», Тусуповой Жибек и Байтуяковой Камиллы , юннатов кружка «Орнитология». В своих выступлениях они рассказали о  своих любимых питомцах,  наблюдениях за ними и о том, сколько интересного и необычного, можно увидеть в природе, а затем, сочинить стихотворение, написать эссе или сделать красивые фотографии, рисунки.

Дети любят  природу, все живое привлекает их внимание, соприкосновение с природой вызывает у них особое чувство радости и восторга. Свои эмоции и впечатления от общения с живыми объектами животного и растительного мира , ребята перекладывают на бумагу. В дальнейшем формируются заметки и статьи. Яркими примерами можно назвать  статью,  «Как не разлей вода «, Жумановой Алуи юнната кружка  «Орнитология», которая  рассказала  о  своих наблюдениях за неразлучниками. «…… это ловкие и подвижные птицы, они прекрасно летают, отлично передвигаются по земле и деревьям. Неразлучники выбирают себе партнера один раз на всю жизнь, отсюда и такое их название, и в природе живут только парами. Всегда рядом друг с другом — вместе летают по своим птичьим  делам, вместе едят и отдыхают. Они обладают звучным голосом, и очень заботливые родители. Поскольку  наблюдая за неразлучниками  все лето, в этом мы  убедились сами. Лето было благоприятным для размножения птенцов и в середине августа появились первые птенцы. Пока самка сидела на яйцах, до появления  птенцов самец охранял домик, сидя напротив и наблюдаю за тем, что происходит внутри домика. Когда птенцы подросли и начали покрываться опереньем, самка начала вылетать из домика и трапезничать со всеми во время кормления. Самец подлетал, садился рядом и как бы «переговаривался» со своей партнершей «- пишет Алуа.

А вот системные фенологические наблюдения, проводимые в течения ряда лет, помогают получить богатую информацию о жизни питомцев центра. Воспитанница кружка  «Зоология», Дуйсенова Нурай, ведет наблюдения за морскими свинками. Начиная с самого рождения свинок, она еженедельно отображает в дневнике  их поведение с родителями, привес, прирост, взаимоотношения в стае, сравнивает с литературными данными и поведением этих животных в природе.

Изучать и наблюдать в природе за жизнью некоторых животных очень трудно, а изучение их в неволе дает большую возможность для открытия и изучения новых фактов о них. Ведь  у каждого животного свой характер, свои нравы. Но особое внимание юных- зоологов , в этом году , уделено индийскому дикобразу, так как в этом году у них пополнение — родился маленький дикобразик. С самого рождения ребята ведут за ним наблюдение. «Первый месяц,  дикобразик питался молоком матери, а потом перешел так же как и его родители к овощам и грыз их, с большим удовольствием, придерживая маленькими лапками. К 14 дню иголки у малыша уже начали твердеть почти как у взрослого дикобраза. На сегодняшний день длина тела составляет 30 см. Маленькие дикобразы до 6 месяцев под контролем своих родителей, поэтому он везде старается быть с матерью, а если отстанет он начинает беспокоится и громко издавая визги дает о себе знать. Его родители: Ричи и Лили, 2017 году, были привезены в наш центр из Алматиского зоопарка благодаря оказания спонсорской помощи, одной из предпринимательниц нашего города. Излюбленным кормом дикобразов являются  овощи — морковь, тыква, а недавно пробовали задать кукурузу в початках и они с большим аппетитом съели ее не оставив не одного зернышка. Мы продолжаем наблюдение за дикобразами, а особенно за его детенышем» — рассказывают юные зоологи.

Опытническая деятельность является важнейшим средством для углубления и расширения знаний в области биологии и экологии, способствует развитию логического мышления, выработке полезных навыков. Это работа, активно ведется  и в летний период. На учебно-опытном участке  закладываются опыты  и эксперименты с целью  изучения улучшения возделывания овощных культур, их роста и развития, изучаются севообороты и предшественники. Одним из интересных опытов был поставлен с кукурузой, которую ребята вырастили из семени и наблюдали весь вегетационный период.  Записывая,  как растет растение, когда определяется размер початка, начало и полное появление метелок, цветение початков, ребята пришли к выводу, что у кукурузы выделяют несколько фаз  роста и развития, длительность которых зависит от сортовых особенностей, погодных условий,  агротехники и внесения минеральных подкормок в разные фенофазы.

Исследование  — та деятельность, которую дети принимают с большой радостью и которая присуща им от природы. Простые, системные ежедневные наблюдения за животными центра, перерастают в исследовательские проекты. Жерздева Екатерина,  воспитанница кружка «Аквариумистика и террариумистка», с первых дней занятий, увлеклась наблюдениями за павлинами обыкновенными. Наблюдая и фиксируя жизненный цикл павлинов в условиях центра , ею написана исследовательская работа,  с которой она приняла участие в областном конкурсе научных проектов  по линии Дарын, где заняла 2  призовое место.

Общение с контактными животными, в частности с попугаями, развивает у детей положительные эмоции, хорошее настроение, способствуют эмоциональным психологическим разгрузкам, также возникновению благородных чувств и стремлений побуждающих бережно относится ко всему живому.  Явным таким примером , стала постановка исследовательской работа за попугаями нимфа-корелла. Еженедельные наблюдения, уход и кормление попугаев привел к тому, что Тусупаева Жибек , юннат -зоолог, приручила попугаев, клевать корм с ее руки.

Для всех воспитанников в центре создается платформа для участия в конкурсах разных уровней : городских, областных, республиканских, международных. Дуйсенова Аяулым, юннат кружка «Гүлдендіру», настолько увлеклась фотографией красивых уголков природы и  растений, в разные времена года, что сформировала целый набор творческих работ, которые она представила на Республиканский конкурс «Осенний пейзаж», где заняла 1 место.

Выражая свои эмоции на занятиях, Бергенева Карина  и Мироненко Анастасия, юннаты кружка «Аранжировка и флористика,  делают своими руками удивительные композиции, как из живых цветов, так и сухих цветов, которые украшают актовый зал и фойе учебного корпуса.

Сколько еще интересного и таинственного смогут увидеть, почувствовать, наблюдать ,  юннаты кружков в лаборатории живой природы.  Мы живем среди природы. Поэтому именно, с раннего возраста, мы должны жить в согласии с ней, любить и уважать ее законы, заботиться, беречь, охранять, гордиться, а главное помнить, что природа она живая.

 

Арбацкий Андрей, воспитанник кружка «Орнитология»

Волкова Виктория Геннадьевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Enquire now

Give us a call or fill in the form below and we will contact you. We endeavor to answer all inquiries within 24 hours on business days.